Известный шахматный организатор Александр Григорьевич Бах, в разные годы занимавший самые высокие управленческие посты, ответил на многочисленные вопросы гроссмейстера, шахматного обозревателя и блоггера Василия Папина.
– Александр Григорьевич, в одном из своих интервью…
– Вообще-то я очень редко даю интервью.
– Да, я знаю. Вы, по-вашему же утверждению, человек не публичный. Значит тем интереснее будет наша беседа, из которой я наверняка узнаю о том, о чем раньше никогда не слышал и не читал, а если слышал и читал, то в иной интерпретации. То, что уже произошло, не изменишь. Изменить можно только свои взгляды и суждения по вновь открывшимся обстоятельствам или воспоминаниям непосредственных участников и очевидцев прошедших событий далеких и близких. Поэтому в любом случае от возможного повторения мною ранее задаваемых Вам вопросов истина ответов не тускнеет, а только становится ярче.
– Когда и как Вы оказались в шахматном королевстве?
– Я оказался в шахматах довольно поздно. В шахматы меня научил играть мой отец, когда мне было уже 13 лет. Далее - рижский дворец пионеров с очень хорошим тренером Янисом Крускопсом. Я последовательно выполнил третий разряд, затем второй, первый. Вот так я и вошел в этот прекрасный и удивительный мир шахмат.
– Закончились школьные годы и надо было отвечать на вопрос «Где учиться мне тогда, чем заниматься?»
– Да, в 1959 году, после окончания школы, ответ на этот вопрос у меня уже был готов. Я приехал в Ленинград и поступил в Ленинградский государственный университет на физический факультет. Жил в съемной комнате коммунальной квартиры. С общежитием было довольно сложно, да и неудобно. Несмотря на учебную нагрузку, шахматы меня все равно привлекали. Я много времени проводил в ленинградском шахматном клубе по адресу ул. Желябова, 25, где проходили шахматные соревнования, и мои друзья играли там в шахматы. Среди них были Вадим Файбисович и Геннадий Сосонко. Ныне Вадим Файбисович международный мастер, а Геннадий - всемирно известный гроссмейстер, шахматный литератор, писатель Генна Сосонко.
– Вы более полувека знакомы с Генной Сосонко. И ведь не просто знакомы.
– Да. Уже знакомы более шестидесяти лет. Мы познакомились в 1959 году в шахматном клубе ЛГУ и впоследствии очень много общались.
Когда у Таля в 1967 году возникла проблема с тренером для подготовки к четвертьфинальному матчу претендентов со Светозаром Глигоричем, я, зная Сосонко довольно давно, как сильного шахматиста, серьезно занимавшегося шахматной теорией и очень интеллигентного и серьезного человека, предложил Талю с ним встретиться и познакомиться. Подумал, может быть Генна подойдет Мише в качестве тренера-секунданта.