Представительница сборной Москвы гроссмейстер Алина Бивол – очень разносторонняя личность. Чемпионка России по блицу, несколько лет работала корреспондентом в пресс-центре на Кубке РГСУ Moscow Open. Имеет профессиональное образование по классическому вокалу. В этом году стала ведущей фан-зоны ФШМ матча Яна Непомнящего и Магнуса Карлсена в Дубае и вышла в суперфинал чемпионата России. Мы решили расспросить Алину обо всем этом поподробнее.
– Алина, добрый день! Это первое твое интервью для сайта ФШМ, расскажи немного о себе.
– Я родилась в подмосковном Дмитрове. В шахматы научила играть мама, когда мне было 4 года. В 5 лет меня повели в Дмитровский шахматный клуб и вскоре я уже поехала на свой первый турнир в Петергоф. После этого турнира я решила, что буду играть в шахматы. Дело в том, что я тогда в группе третьеразрядников заняла третье место среди девочек. Но на награждении мальчики получили три медали, а у девочек оказался только один приз. Это меня так расстроило, что я решила во что бы то ни стало стать первой.
Когда мне было лет семь или восемь мама стала директором городского шахматного клуба, что, конечно, пошло мне на пользу. Она стала часто выезжать со мной на турниры, составляла график моих выступлений.
– Каким был твой первый успех?
– В 10 лет я стала победительницей первенства России до 10 лет, в классике и рапиде. В следующий раз в первенстве страны я победила в 2012 году, а в 2015-м стала чемпионкой России среди юниорок.
– Как получилось, что ты пошла учиться в Московский государственный институт культуры?
– Помимо шахмат мама всегда хотела, чтобы я занималась музыкой. Я ходила на танцы, окончила музыкальную школу по классу скрипки и вокала, занималась актерским мастерством. В итоге выбор был сделан не в пользу шахматного образования.
Я не жалею, что пошла в институт культуры. Несмотря на то, что я не стала продолжать музыкальную карьеру и петь в оперном театре, я получила большую школу жизни: начала самостоятельно решать проблемы, научилась готовить, убираться и, конечно, завела много полезных знакомств.
– Когда ты поняла, что хочешь быть шахматисткой?
– К окончанию института. Я всегда понимала, что хочу быть шахматисткой, но окончательный выбор был сделан к окончанию учебы. Уже на первом курсе у меня произошел качественный скачок и в игре, и в рейтинге. После этого бросать шахматы уже точно не хотелось.
– Когда пришли успехи во «взрослых» шахматах?
– Первым и во многом определяющим турниром стал финал Кубка России 2015 года, когда я дошла до финала, в котором встретилась с Александрой Горячкиной и проиграла 0,5:1,5. В первой партии она меня в своем фирменном стиле «перекатала» в эндшпиле.
В 2016 году в составе сборной России выиграла командный чемпионат мира среди студентов в Абу-Даби. Потом в 2018-м «совершенно случайно» стала чемпионкой России по блицу (смеется). Для меня это действительно было очень неожиданно. В этот год я приняла решение перейти в московскую школу Карпова и начать выступать за Москву. То, что я выступаю за сборную Москвы, очень мотивирует меня для дальнейшей работы, особенно когда состав команды такой невероятно сильный. В последние два года мы дважды становились чемпионками России.
– Каким был для тебя уходящий 2021 год?
– Год был тяжелый. Поначалу мне казалось, что все плохо, потеряла порядка 25 пунктов рейтинга. Но затем я посмотрела на это с другой стороны: я выполнила звание международного мастера, первый раз в жизни я вышла в Суперфинал чемпионата России, сыграла в Кубке Европы (за команду из Австрии – прим. ред.) и в «Большой швейцарке». Турниров такого высокого уровня у меня до этого не было, а значит приобретен колоссальный опыт.
– А как с музыкой, не забросила?
– Сейчас для меня музыка скорее хобби. Пою в любительской рок-группе. В момент создания группы познакомилась со своим будущим мужем.
– Ты была на матче Магнуса Карлсена и Яна Непомнящего в Дубае, поделись, пожалуйста, своими впечатлениями.
– Попасть в декабре в Дубай это отличная возможность для перезагрузки. И я с радостью ей воспользовалась. Матч был организован неплохо. Но мне, как представителю прессы и любителю шахмат, не хватило каких-то активностей во время игры. Я ожидала большего от такого крупного турнира. Один раз я выходила в прямой эфир из Дубая для нашей фан-зоны. Партию тогда комментировали Максим Матюнин и Данила Павлов.
Смотрела в зале шестую партию матча, была потом на пресс-конференции. Федерация шахмат Москвы попросила меня взять автографы Яна и Магнуса на шахматной доске. Но в тот день, вернее ночь, моим планам не суждено было сбыться; правда позднее все же это сделать удалось.
– Федерация шахмат Москвы организовала в клубе на Тверском бульваре фан-зону матча в Дубае. Ты была в ней одним из ведущих...
– Было немного волнительно быть официальным комментатором. Меня привлекала вовлеченность в шахматную составляющую матча, приходилось всерьез анализировать и считать варианты. В целом все понравилось, но хотелось, чтобы в будущем на подобных проектах было больше зрителей непосредственно в зале.
– Где планируешь сыграть в ближайшее время?
– На днях предстоит поездка в Варшаву на чемпионаты мира по рапиду и блицу. Дальнейших планов пока нет – неясно, что будет с пандемией коронавируса. Возможно, сыграю в каком-нибудь из этапов Кубка России.
– Какие строишь планы на будущее?
– Конечно, я буду продолжать играть в шахматы, преподавать детям. Хочу выйти на качественно новый комментаторский уровень. Была в большом восторге, когда на суперфинале довелось комментировать вместе с Сергеем Шиповым свою единственную выигранную партию. Маэстро даже тогда сказал, что не прочь взять меня напарницей в студию (смеется). В институте мы изучали сценическую речь, работу на публике и моя профессия по диплому определяет то, что я должна стоять на сцене. Думаю, у меня должно получиться.
– Алина, большое спасибо за беседу.
– И вам спасибо за интересные вопросы.
Вопросы задавал Эльдар Мухаметов